четверг, 5 апреля 2018 г.

Адана: мечеть Сабанджи и Декатлон

Adana, Türkiye

Собственно тем, что в названии, мне этот город и запомнился. А еще необузданным шоппингом который не идет на пользу поездке и фееричным поиском отелей. Что лишний раз подтверждает правило - чем больше город тем с этим сложнее. Так же в записи речь пойдет об одной из крупнейших мечетей в Турции и пара слов о местных олигархах.

Красавица мечеть Сабанджи

Я очень не люблю возвращаться той же дорогой которой уже ехал, особенно когда вокруг много нового и интересного, а еще флэшбеки: что в фильмах, что в книгах. Но в этой записи будет и то и другое. И если в  первом виновата погода - зима в Турции выдалась на удивление суровой и завалила снегом все кроме узкой полоски южного побережья. Так что у нас не осталось выбора кроме как проехаться в одну сторону и вернуться той же дорогой обратно. То флешбек неизбежен хотя бы потому, что мы вернулись в Адану спустя всего один день отсутствия и ночевали в том же самом отеле, что и в предыдущий раз. Хоть мы этого и не планировали. Посмотреть хоть что-то в городе у нас получилось только на обратном пути, так как пару дней назад мы буквально переночевали и сразу двинули дальше, так как меньше чем через двое суток нам тут же нужно было садить на самолет одну из участниц.

В первый наш визит мы, по накатанной схеме, через букинг нашли себе отель в  центре и поехали на его поиски. Но довольно быстро заплутали в хитросплетении центральных улиц с убивающим всякую логику и здравый смысл односторонним движением. В итоге все закончилось тем, что мы оставили машины и пошли пешком искать жилье наобум, уже и не надеясь найти нужный нам отель. Пяток первых вариантов оказался совсем уж дорогим, а один настолько дешевым, что нам стало страшно.

Этот дешевый отель располагался на втором этаже обычного жилого дома. Первый занимала семья владельца. Чтоб попасть на этаж с комнатами, нам пришлось, в сопровождении хозяина, пройти сквозь прихожую в которой сидело и смотрело телевизор три поколения его семьи Старшее и среднее поколение при этом не стесняясь курило - дым стоял коромыслом. В коридорах "отеля" тоже было накурено и бродили в трусах и мятых майках потертые жизнью постояльцы. Нашу компанию из девяти человек пришлось бы расселить по трем разным комнатам и, словно этого было мало, одному из нас пришлось бы жить в одноместной комнате без окон. Чисто из чувства дна, безысходности и ни с чем не сравнимого колорита, я даже готов был на такое согласится, но категорически против оказалась женская часть нашей компании. Не смотря на то, что мы уже битый час петляли по кривым улочкам центра в поисках отеля, а до этого еще столько же провели катаясь с той же целью на машинах, поиски продолжились.

Практически без надежды на успех, я зашел в очередной отель. Он выглядел весьма опрятно и я рассчитывал услышать заоблачную цену, поблагодарить, попрощаться и выйти. Но цена, на удивление, оказалась приемлемой. 35 лир с человека, что плюс-минус походило на то, что нам парой часов ранее предлагал букинг.

2. Пятиместный номер.

После того как я согласился с ценой и собирался идти сообщать радостную весть остальным, дежурный отеля, жизнерадостный мужчина в годах, в шутку не отпускал меня пока я ему не повторю на турецком сколько нас, на сколько дней мы хотим остановится и по сколько человек в номере будем жить. Эти тренировки крепко пригодились мне на обратном пути. А пока же нас ждало поселение в два номера по четыре  и пять человек соответственно. В цену так же входил вид на центральное отделение почты этого района Аданы и шведский стол на завтрак.

3. Походный срач, который мы развели в считанные минуты. Слева на тумбочке не шампунь в квадратном флаконе, а домашнее армянское вино из Вакыфлы.

Про первый наш визит Аданы больше написать нечего. Утром мы позавтракали сели в машины и двинули в сторону Хатая. Покатавшись там два дня и одну ночь вернулись в город. Вдоволь нагулялись по Декатлону, до самого его закрытия, после чего рискнули вновь довериться букингу в поиске жилья. Он посоветовал нам отель по примерно такой же цене и примерно в том же районе, но тут возникли некоторые трудности.

Поначалу затупили на пару я и навигатор. Не ясно кто из нас кого не понял, но вместо нужного номера дома на определенной улице навигатор просто показал нам улицу и адрес где-то посреди нее. Все бы ничего, но это оказалась очень длинная улица начинающаяся недалеко от центра и уверенно уходящая за город к аэропорту. Куда-то за город мы сначала и приехали. Потом сориентировались и дальше началось вовсе странное. Адрес в букинге привел нас к зданию на первых этажах которого располагались офисы, а на остальных квартиры. И беда была в том, что офисы на тот момент уже были закрыты, а в квартиры попасть не получалась из-за замков и консьержей. При этом адрес был правильный.

Каким-то непостижимым образом расспрашивая прохожих и вызванивая отель мы выяснили, что само здание отеля находится в нескольких сотнях метров вглубь района и с горем пополам таки нашли его. Уставшие мы начали соглашаться на поселения так толком не посмотрев номера. Работник отсканировал наши паспорта, заполнил какие-то анкеты, потом взял ключи и повел нас смотреть наши спальные места... Тут то мы и поняли, что нам совсем не хочется оставаться тут на ночь. Все было почти как в том стремном отеле в котором мы отказались ночевать в первый приезд. Те же разные комнаты и удобства на этаже, те же выключатели снаружи комнат. Только было не накурено и соседи были помоложе и футболки на них были не такие мятые. Последней каплей стало то, что в одной из комнат нас подселяли к кому-то. То есть нам предлагались обычные койки в дормитории!

Ключи мы не взяли, копии документов забрали, анкеты оставили работникам на память. Еще до того как мы дошли до машин я уже созвонился с предыдущим отелем и пересказал жизнерадостному работнику в годах все, чему он меня два дня назад учил. Нам даже достались те же самые комнаты. Вообще приятное ощущение второй недели пребывания в Турции когда начинаешь не просто как собака понимать, что от тебя хотят, но и сам можешь связать пару предложений. При чем работать эта магия начинает автоматически, ты просто не замечаешь как однажды спокойно договорился с продавцом о количестве сдачи в магазине или хитровыкручено осведомился о тонкостях маршрута. Только чуть позже замечаешь, что спокойно при этом говорил по-турецки. Правда эта магия, за неимением практики, так же быстро и улетучивается по возвращении домой.

4. Туалетодуш  в конце комнаты и окно с видом на оживленную улицу. Номер не сильно просторный, но чтоб просто переночевать есть все что нужно.

С утра мы поехали смотреть интересности города... Так я должен был написать, если бы все шло как положено, но наша группа была тяжело инфицирована бациллой шопоголизма и мы снова отправились в Декатлон. Тот же самый в котором вчера проторчали до его закрытия. Если кто вдруг не в курсе это такой магазин спортивно-туристического снаряжения который все никак не может открыться в Киеве. Про него никто был ни сном не духом, пока, в первые дни поездки, всех не просветила Аня. И хоть она и покинула нашу группу накануне, сев на утренний рейс до Стамбула и дальше, болезнь дала метастазы, а у особо впечатлительных достигла терминальных стадий. Примерно половину группы до сих пор, спустя уже больше года после поездки, никак не может попустить. Они посещают Декатлоны во всех странах куда их заносят путешествия, а потом долго и с упоением рассказывают как дешево там отхватили треккинговые носки. И хрен то с ним если бы это было частью запланированной программы поездки, у нас же все вышло спонтанно. Жалко, что у нас все время переносят открытие Декатлона. Может, народу, наконец, полегчало бы.

Все бы оно ничего, магазин действительно годный и цены там вполне адекватные, я и сам сейчас сижу в куечуевских полуботинках которые стоили всего 700 грн и до сих пор не разлезлись. Но создавать из магазина культ это все же перебор. Тем более, что в Украине есть интернет-магазин который торгует примерно теми же брендами по плюс-минус тем же ценам... К тому же общеизвестно, что в Турции вообще очень дешевая одежда и не только спортивная. Что бы не вдаваться в подробности скажу просто, что в целом по Турции на качественную брендовую, естественно, новую одежду цены заметно ниже чем даже в Киеве на секонде. В таком свете повальное поклонение одному единственному магазину выглядело действительно как помешательство.

Но, как говорил один футбольный тренер "то таке", просто было неимоверно жалко тратить бесценные часы короткого зимнего светового дня. К тому же последний день нашего пребывания в Анталье был отведен под шоппинг и там тоже есть Декатлон (его мы естественно посетили).

Если резюмировать, то за пол дня в Адане мы успели посмотреть только центральную мечеть или Сабанджи-Меркез Джами. Впрочем, нельзя сказать, что конкретно в Адане мы аж так много потеряли. Кроме стандартных пары старых мечетей и бань осталось немного старой застройки, но целого ансамбля она из себя не представляет. Всему виной частые землетрясения и активный рост города. Только за последние тридцать лет население Аданы увеличилось почти вчетверо с полумиллиона, до почти двух. Так же знаменательным является римский мост через реку Сейхан прямо в центре города. Его мы даже видели, но как-то все на ходу, так что даже не удосужились сфотографировать.

5. Вернемся же к центральной мечети. Она названа в честь мецената Сакыпа Сабанджи на деньги которого была построена.

Семья Сабанджи одна из богатейших в Турции. Такие себе владельцы заводов и пароходов. Чтоб не вдаваться в подробности о сфере их интересов просто приведу пару примеров: знакомая с которой я в свое время тусил в Стамбуле училась в университете Сабанджи, да и авиакомпания Пегасус, на самолетах которой мы сюда прилетели, - тоже их. В Турции довольно крупная часть капитала принадлежит нескольким семьям. Их можно назвать олигархами. Наверное наиболее известные из них Сабанджи и Коч. Последние в основном заняты автомобилестроением и банковской сферой, так же им принадлежит сеть супермаркетов Мигрос. Любой, кто был в Турции, должен был их видеть. Так же думаю многие видели эмблему Коч в виде загнутых бараньих рогов. Так же семья Коч являются известными меценатами, может быть кто-то был в индустриальном музее Стамбула имени Рахми Коч.

6. Мечеть довольно скверно влазит в кадр, оно и не удивительно, высота двух левых минаретов по 75 метров, остальных четырех - 99.

Первичное накопление капитала припало на первую половину ХХ века и теперь холдингами владеют дети и внуки основателей. Эти огромные олигархические холдинги активно занимаются благотворительностью в различных сферах жизни и заметно влияют на жизнь страны. Чем выгодно отличаются от наших олигархов, наиболее активной общественной деятельностью которых чаще всего является покупка того или иного футбольного клуба...

7. С торца она тоже выглядит внушительно.

8. Сразу видно, что современная постройка - подземный паркинг предусмотрен, не то, что у некоторых современных новостроек.

9. Спуск в паркинг и парк над ним. За парком видно типичную для Аданы застройку. Почти весь город выглядит так же.

10. Построили мечеть всего за год после землетрясения 1998 года принесшего большие разрушения в Адану. Мечеть стала символом возрождения города.

11. Вход на территорию.

12. Внутренняя отделка сделана по образу мечети Селимие в Едирне.

13. Мечеть может одновременно вместить 28000 верующих.

14. Для улучшения освещения в мечети сделано множество окон.

15. Во отделке так же использовали мрамор и знаменитую изникскую плитку.

16. Наивысшая точка купола находится на высоте 54 метра

17. Для внутреннего декора использовались работы известного каллиграфа Хуссейна Кутлу.

18. Слева можно видеть лесенку ведущую на кафедру откуда имам читает пятничную молитву. Это минбар.

19. Что это за сооружение я так до конца и не понял. То ли это максура - специально отведенное для высокопоставленных гостей место, то ли дикка- платформа с которой муэдзины повторяют движение имама тем самым направляя движения верующих.

20. Диаметр купола 43 метра.

21. Ну и немного современности: мечеть Сабанджи оборудована радиосистемой позволяющей транслировать проповеди в 275 мечетей находящихся в радиусе 60 км от Аданы.

22. Партизан для масштаба.

23. Снаружи мечеть похожа на мечеть Сутланахмет в Стамбуле. Хоть и превосходит ее по всем параметрам кроме возраста.

24. Маленькая пипка слева на горизонте - часовая башня. Один из символов города. Такие башни были весьма популярны в Турции в прошлом, что-то вроде обязательной ратуши в средневековых европейских городах.

25. Рандомный кадр из окна машины. Современный мост через реку Сейхан.

Дальше мы выдвинулись в сторону Тарсуса. Кроме этого исторического города нас в этот день еще ждало празднование дня рождения в прекрасной эвкалиптовой роще и прекрасный сюрприз из ресторана к Чевлыке. Далі буде...

Все записи о поездке:
16. Монастырь святого Симеона
17. Прогулка по Антакье
18. Адана: мечеть Сабанджи и Декатлон
19. Древний Тарсус

Использованы фото Kate Pirozhkova

Январь 2017

1. не дочитав пост до конца я побежала гуглить Декатлон и искать интернет=магазин в Киеве!
    ААААА! )))

1. В Киеве интернет-магаза нет, ну или я о нем ничего не знаю есть во Львове, могу ссылку кинуть, если очень надо!

2. Мечеть очень впечатляюща! очень. И размерами и оформлением и трансляцией и тем. что кроме Партизана там никого!

Круто.

1. Кроме Партизана там было еще семь нас) Когда там сидели как раз азан прозвучал, а на выходе уже переобувалась группа верующих. Очень вовремя мы туда попали!

Мечеть крутая! По ней и не скажешь, что она из банального железобетона. Реально на средневековые похожа! Еще впирает, что ее строили те же люди, которым тот же Пегасус принадлежит. Все связано)

3. Там багато відверто дешевого і не дуже якісного. Щось круте і коштує відповідно. Хоча, в цілому, ціни там приємніші ніж в інших подібних магазинах.

4. Блин, и тут декатлон завелся... Все, пропал блог! :)

1. У тебя при описании Норвежской поездки тоже был псто где ты все говно слил. Это ж не означало, что твой блог спортился)

2. Должен отметить, что в Норвегии и даже Швеции мы в Декатлон не ходили и даже не искали :-Ь
      А я знаю чего у тебя в посте про Декатлон нет фоточек Декатлона, потому что ты был занят и занимался безудержным шоппингом))))

3. Фотографировать магазины это уже перебор и тот же диагноз, что и при фотрафировании еды или стула)