вторник, 25 июля 2017 г.

Первое января. День которого не существует.

Олимпос-Чиралы-Химера

Как-то сто лет назад мы праздновали Новый Год на мысе Сарыч. Шумно и весело пролетели те несколько дней и где-то в процессе празднования родилась фраза: "первого января не существует"! Сами посудите, если празднование затягивается сильно за полночь (а кто сразу после наступления нового года спать ложится?) то следующий день явно пойдет под откос. Праздновавший явно его или проспит или овощем пролежит на диване попивая минералку. Есть еще вариант затянуть празднование и на этот фантомный день, но тогда пропадет не только первое января, а несколько последующих дней вплоть до Рождества и Старого Нового Года. Но мы тут такое хорроры рассматривать не будем.

Так вот, часто именно так первого января и происходит и никто на этот день особых планов не строит. Но, в силу моего увлечения путешествиями, у меня часто именно в этот день все бывает довольно активно. То купальный сезон первого января открою, то восхождение какое наметится. Первый и единственный раз в Айя-Софии я тоже был именно первого января при чем с утра! К чему я это все веду? Да к тому что первое января 2017-го года выдалось довольно активным и мы много чего за этот день успели. Собственно об этом и пойдет в сегодняшней записи.

Но, прежде чем переходить к первому января, стоит закончить с годом уходящим. Итак из аэропорта нас забрали друзья на арендованном микроавтобусе. Дальше все шло стремительно и без задержек. Планировалось праздновать НГ на пляже между поселком Чиралы и античным городом Олимпос. Так и сделали, закупившись предварительно продуктами в одном из многочисленных торговых комплексов Антальи.

На место мы приехали когда уже темнело. Место на пляже выбрали привычное - как можно ближе к Олимпосу. Проехали мимо закрытого на зиму ресторанчика " Мераба", в котором пять с небольшим лет назад мы покупали самую дорогую кока-колу в своей жизни, и запарковались на грунтовой дороге прямо под знаком о том, что дальше проезд запрещен. Формально мы даже ничего не нарушали. Нарушать стали чуть позже когда развели костер на территории нацпарка!

Осмотревшись вокруг нашли очень уютное место в гроте, но там уже стоял с палаткой местный. Он решил встречать НГ сам для чего приехал сюда на велосипеде с одного из окрестных сел. Он посоветовал нам место для стоянки рядом. После полуночи я подходил с ним пообщаться, от алкоголя он отказался, но мы мило побеседовали на англо-турецком. Когда тема плавно скатилась к происходящему в Сирии, отшельник заметно расстроился и на то, что там творят русские эмоционально ответил: "Аллах все видит".

Само же празднество прошло спокойно и уютно, с песнями у костра, тостами и конкурсом раздачи подарков. Суть конкурса заключалась в том, что каждый привез с собой небольшой подарок, а кому он его дарит решила на месте жеребьевка.

Во втором часу ночи в тусклом свете фонаря со стороны Олимпоса показалась форменная светоотражающая жилетка. Ее владелец подсветил нас фонарем и что-то резко гаркнул по-турецки. Неужели таки охрана нацпарка... Нехорошо как-то с костром получилось... Но жилеточником оказался автосопщик из Анкары, который решил немного над нами пошутить. С чувством юмора у нас все ок, налили, интересно пообщались, как всегда в таких случая ни о чем.

Вопреки нашей же поговорке первое января очень даже существовало. Особенно после того как мы решили открыть купальный сезон. Благо погода позволяло и даже море было не совсем холодным.

2. Наш лагерь поутру.

3. Пепелац с вечера был развернут в сторону выезда и готов к экстренной эвакуации.

4. "Купатися чи не купатися? Блядські питання ці зайобують" (с)

5. Неплохая традиция открывать сезон первого января.

Взбодрившись Партизан принялся обкатывать свой свежекупленный квадрокоптер. В первые свои пару полетов квадрик пафосно снимал как мы купаемся, а в последнем как он пытался облететь провода и как его подхватило ветром и закинуло на скалу. По понятным причинам все эти видео мы так никогда и не посмотрели. Собственно, пол дня первого января мы провели ползая в густых кустах на краю скалы нависающей над пляжем, в поисках квадрика. Не сказал бы, что это было так уж напряжно или не интересно. Жаль только квадрокоптер не нашли...

6. Скала на которую улетел квадрик. Залезть туда было бы совсем проблематично, если бы не пометка на викимапии: "лестница приставленную к скале", немного сбоку.

7. Велосипед и грот того самого отшельника с которым вечером общались.

8. На заднем плане видно гору Муса-Даг. Вообще наш маршрут можно назвать от Муа-Дага до Муса-Дага, так как крайней западной точкой является это место, а развернемся десяток дней спустя мы у подножья Муса-Дага в провинции Хатай. Непонятная конструкция из арматурин за знаком "стоп" - корзина которой накрывают места кладок морских черепах (Caretta caretta)  чтоб их не раздавили случайные разгильдяи вроде нас. Но сейчас не сезон и по пляжу можно спокойно перемещаться.

После обеда, пока было светло, сходили в Олимпос. На этот день была еще запланирована огнедышащая гора Химера, но туда по светлому идти не было смысла.

9. Первые древние постройки начинаются еще на берегу до самого города.

10. Арка перед местом впадения небольшого ручейка в Средиземное море. За ней по-сути и начинается Олимпос.

11. Раньше ручей Ак-Дере спокойно впадал в море, а сейчас между ними насыпали  дамбу создав небольшой пруд. В котором поселились весьма шумные и наглые утки.

12. На берегу появилась касса. Тем маршрутом которым мы выбирались на берег в прошлый раз уже не пройти бесплатно. Но это же Турция, если не хочется, платить совсем не обязательно. Один из вариантов залезть по той лесенке со стороны Чиралы, которой мы пользовались в поисках квадрокоптера, и пройти поверху в город мимо кассы. Но это далеко и долго. Или просто пройти по дамбе на другой берег ручья и зайти в Олимпос там.

Ручей Ак-Дере делит древний Олимпос на две примерно равные по площади части. Но, если левый берег более исследован и окультурен, то правый зарос так как будто про него  вовсе забыли. Расчищен только небольшой участок набережной и пару прилегающих к нему зданий. Не удивительно, что за проход на правый берег даже денег брать пока не пробуют. При этом попасть с левого берега на правый очень даже просто: немного поодаль от моря некогда судоходный Ак-Дере сейчас даже утки переходят пешком.

13. Римские бани. Как видите заросло все изрядно.

14. Толстый в лавровом венке на входе в бани. Во времена императора Адриана они были одними из самых больших на побережье.

15. Амфитеатр тоже выглядит весьма печально, а ведь когда-то вмещал до пяти тысяч зрителей.

16. Один из входов в амфитеатр

17. Здание на набережной. На него открывается неплохой вид с противоположного берега. Туда мы пойдем немного позже.

18. Некрополь в черте города.

19. Форсируем Ак-Дере. Как видите это требует таких титанических усилий, что даже семечки можно не переставать есть:) На заднем плане все тот же некрополь.

20. Здание на берегу и часть набережной на фоне Муса-Дага.

21. Остатки опоры древнеримского моста.

22. Часть прибрежного некрополя. Скорее-всего именно из-за этих гробниц поставили кассу со стороны моря.

23. Средневековая церковь, если бы не она, то ученые посчитали бы, что город забросили еще в довизантийские времена.

24. А вот тут когда-то были мозаики. Не понятно это консервация или их вывезли?

24. В 2011 они выглядели так:

Как можно было видеть по фотографиям уже вечерело и самое время было подыскать новое место для ночевки и выдвигаться в сторону Химеры. Не мудрствуя лукаво просто переехали на противоположную от Олимпоса часть пляжа. Проехав сухие доки, где зимовали в не сезон местные яхты, стали на берегу рядом с домом на колесах. Пошли спросить какие тут условия стоянки и, с удивлением узнали, что путешественники там вовсе не простые. Семья в составе пары взрослых, пары детей и двух собак уже девятый месяц едет по маршруту Париж-куча разных стран-Монголия-еще пол мира-Турция-Париж. Они стояли по тому же принципу, что и мы: не выгоняют - значит можно.

Решили пока лагерь не ставить, а на машине подъехать к кассам Химеры. Идти через все село при наличии своего транспорта было как-то не логично. От касс подъема остается всего с километр (по-горизонтали, какой там набор высоты я не в курсе наверное сотня-другая метров) прошли мы его довольно бодро. Назад шлось куда хуже, так как у меня сел фонарик и зарядил ощутимый дождь, в общем лезть по кривым мокрым ступеням уже прилично набравшись впечатлений было немного напряжно.

Наверху встретили группу примерно из десятка россиян. При чем если у нас все были плюс-минус с одного города, то их география гуляла от Питера до Владивостока. Пообщались на отвлеченные темы, мы их угостили коньяком, они нас сосисками, которые можно тут же подогреть на бесплатный и абсолютно природных газовых конфорках. Мы поохали от их цен на перелет сюда, они по удивлялись нашим ценам.

25. Огни и наша группка вдалеке.

26. Сосиски у костра.

Мне сразу было интересно с какой темы разговор перекатится на войну. Не может же такого не случиться, чтоб до этого не дошло. Все случилось при чем весьма неожиданно. Саня рассказывал про свои планы на поездки в предстоящем году, на что один из собеседников задал вполне спокойный вопрос:

- Откуда у тебя столько отпуска?

- Ну так, вашей стране "спасибо". Не напали бы на нас меня б на четвертом десятке лет на фронт не забрали и после этого дополнительных две недели отпуска и не появилось бы.

Россиян после этого как ветром сдуло. У них тут же появились какие-то планы на вечер и они пошли вниз в Чиралы.

27. Общий вид на Химеру. Слева видно огни парковки, вдалеке - Чиралы за которой (или за которым) море.

28. Романика

По легенде некий Беллерофонт, прилетев сюда верхом на крылатом коне Пегасе, загнал в пещеру-логово трехглавое огнедышащее чудовище Химеру, ну и вход завалил на всякий случай. Вот Химера и злопыхает из-под земли пуская языки пламени. Жители Олимпоса считали, что тут располагалась кузница бога огня и кузнечного дела Гефеста.

29. Скорее всего именно из руин храма Гефеста и бьет пламя на фото

30. Химерский котэ. Их тут несколько и у всех характерно опаленные усы.

Хоть со временем и пошел дождь, мы остались. До того как побывать на Химере лично слышал об этом месте прямо противоположные отзывы. Кому-то тут несказанно нравилось, а кто-то прямо отговаривал сюда подниматься. Мне лично тут вполне понравилось. Я не ожидал ничего сверхъестественного потому и не разочаровался. Вечером заметно похолодало, но можно было выбрать себе огонек поудобнее, сесть с видом на море, запечь сосиску и умять ее под коньяк, слушая как шипят сгорающие в огне капельки дождя. А, ну и прикуривать удобно!

31. На фото не очень получился Партизан, зато хорошо видно как удобно тут сидеть зимними вечерами.

Возможно если бы мы посетили Химеру в жару, летом и средь бела дня, когда тут толпы туристов, я бы тоже не оценил это место. А так вечер первого января получился очень классным. Рекомендую Химеру именно в темное время суток!

Ждите в следующей серии прогулку по Анталии. А так же поездку в заснеженный античный город Термессос, с самым красивым амфитеатром из тех которые мне доводилось видеть.