вторник, 27 марта 2018 г.

Прогулка по Антакье

Antakya, Hatay, Türkiye

Сумбурная запись про несколько часов проведенных в Антакье. Немного про спорные и непризнанные территории, чуть-чуть про былое религиозное разнообразие региона, чуток фотографий с этой и предыдущей поездок, ну и пару слов про кухню которая удостоилась места в списке всемирного наследия ЮНЕСКО

Дворик последнего католического храма в городе: крест, колокол, апельсины и гора Сильпиус.

Антакья самый главный город провинции Хатай. Провинции которая имеет гораздо большую протяженность границы с Сирией чем с Турцией. Провинции в 1939 году аннексированной у Сирии Турцией и признанной со стороны Сирии только в 2005-м году. Сам город буквально прижался к горе Сильпиус на котором еще остались руины цитадели древней Антиохии. За горой в пятнадцати километрах находится сирийская провинция Идлиб и Туркоманские горы. В связи с таким местоположением в провинции очень много сирийских беженцев, да и просто арабов. До Первой Мировой войны это был очень пестрый в этническом и религиозном плане регион. Тут уживались арабские, армянские, еврейские и турецкие общины в таких пропорциях, что и не поймешь кто тут из них был большинством, а кто меньшинством. Весь этот микс культур и религий называли Левантским. Сейчас от армянской общины осталось единственное село Вакыфлы, от христиан несколько церквей в самой Антакье. А от всего этого вместе - уникальная местная кухня.



То что до недавнего времени Сирия считала эту провинцию своей привело к довольно интересной ситуации с рекой Оронт, или по-арабски Эль-Аси которая течет из Сирии в Турцию и снабжает водой некогда плодородную долину Амик в центре Хатая. Так как Сирия не признавала Хатай турецким, то они использовала до 90% воды этой реки в своих нуждах, считая, что Оронт впадает в Средиземное море с ее территории. Это привело к плачевным последствиям для сельского хозяйства региона. На старых картах даже видно довольно крупное озеро посреди равнины. Сейчас оно полностью пересохло и на его месте расположился главный аэропорт провинции. Ничего не напоминает?

2. Река Оронт недалеко от площади Кёнефеджилер. К этой площади и ее названию мы еще вернемся.


В Турции Оронт так же называют Терс акан нехирчто буквально означает - река текущая наоборот. Попадая в Хатай река действительно разворачивается более чем на 150 градусов и имея длину почти 600 километров впадает в море относительно недалеко от истока.

3. Мечеть Хабиби Неджар описана в некоторых путеводителях словами: "ничего особенного, проходите мимо, если вы видели хоть одну мечеть, то эта такая же как остальные". Но есть одно, но. Это самая старая мечеть на территории Турции. Арабы перестроили ее из более раннего храма еще в VII веке во время первого завоевания Антиохии. По сути она на намного моложе самого ислама. После этого она, естественно, неоднократно перестраивалась, но прах Хабиби Неджара все еще покоится в ней. Что удивительно если учесть, что тут постоянно происходили катаклизмы и неурядицы. Да и сейчас в XXI веке в пятнадцати километрах отсюда идет война.

4. 


Пару слов про Хабиби Неджара или Хабиба Плотника, уж очень он интересный был персонаж. Начнем с того, что мусульмане считают его мучеником ислама, но жил он при этом во времен Христа. То есть примерно за 600  с небольшим лет до Магомета и мусульманства в целом... 
Хабиб был себе плотником в Антиохии в самом начале нашей эры. Когда ученики Христа пришли в город и стали агитировать за триединого бога, он принял их веру, особенно впечатлившись тем как один из них, может Петр, а может Иоанн, исцелил его сына. Хабиб так проникся новой верой, что и сам взялся за ее распространение. Но видать хватанул лишнего, за что и был бит камнями до смерти. Христиане стали почитать и его тоже. Все вполне привычно для того времени. Но через шестьсот лет Магомет сказал, нифига, это был наш святой. Его миссия была объяснить, что Христос говорил вам о том же что и я, но вы все поняли не так. В итоге этот христианский деятель, который в глаза не видел на своем веку ни одного мусульманина (их просто еще не придумали) внезапно для всего христианского мира и себя самого стал мусульманским мученником.

Впрочем веротерпимость и даже почитание святых из других религий обычное дело для Хатая того времени. Сейчас все несколько иначе.


5. Показная полирелигиозность Хатая.


В этот раз у нас было всего несколько часов на прогулку по Антакье и кроме площади Конефеджилер и базара мы ничего особо увидеть не успели. Но, прожив в прошлый визит три дня в самом центре, мы смогли найти несколько православных церквей, которые все время были закрыты не только для служб, но и для посещения. Удалось побывать только в католическом храме.

6. "Ассалямалейкум" - приветствовал нас смотритель храма, открыв дверь и впустив во двор.

7. История этой небольшой обители как нельзя четко характеризует состояние христианства в Хатае в наше время.

8. В 1852 году султан дал разрешение французским Капуцинам построить в Антакье католических храм, что и было сделано через несколько лет. Но в 1939 году им пришлось его покинуть, чтобы занять старую фабрику лакричника, которую до этого армянская община использовала в качестве православного храма. 

9. В 1965 году тут начинается строительство нового храма, но в 1977 храм был захвачен и священнику пришлось переехать в 150-ти летний дом в соседнем районе в самом центре старого города. Где мы и находимся сейчас.  

10. Реставрационные работы тут продолжались с 1989 по 1991 годы. Сейчас комплекс католических сооружений в Антакье представляет собой небольшой храм имени Петра и Павла, просвитерий, несколько комнат для паломников и сад. Всего в приходе около 70-ти католиков.

11. Культурный центр в Антакье недалеко от католического храма.


По дороге к базару заглянул в местную пекарню, чтоб взять что-то перекусить. Работа в ней кипела, но продать мне ничего не могли так как готовили массовый заказ на какой-то праздник. Но это же Хатай - продать не смогли, так угостили. В итоге мы все полакомились вкусным пидэ - турецким аналогом пиццы. Вряд-ли кто-то из щедрых пекарей это прочитает, но еще раз спасибо. Приятно знать, что даже в такие не легкие времена люди остаются открытыми и доброжелательными!

12. Работники пекарни угостившие нас пидэ.


На шопинг тут рассчитывать не приходилось хотя бы потому, что одежду планировалось покупать в Декатлоне в Адане, который был запланирован на вечер. А на базаре дешево купить все-равно ничего бы не вышло, так как узнать реальную цену товара не представлялось возможности. Продавцы сразу называли какие-то нереальные ценники после чего даже начинать торговаться не хотелось. Исходя из этого мы с Катей пошли погонять чая и отведать местной кухни. Тем более, что Антакьи получила статус "Города гастрономии" от ЮНЕСКО. Но сначала пару фото с крытого базара:

13.

14. Фонтан посреди базара.

15. Свежие овощи посреди зимы.

16. Ну и фрукты тоже. Субтропический климат все таки.

17. Жаренные каштаны. Ими очень любят потчевать туристов в центре Стамбула, кто был  - наверняка пробовал. Но с нашими конскими каштанами так не получится. Они не съедобны, можете даже не пробовать.

Кёнефе - настолько знаменитое блюдо, что его именем даже названа площадь в центре города. Именно на площадь Кёнефеджилер выходили окна нашего отеля в прошлой поездке.

18. Вида на площадь Кёнефеджилер. Ну и река Оронт рядом.

19. Блюдо представляет собой запеканку из теста сыра и меда. 

20. На этом фото из поездки 2015-го года, мужик как раз готовит специальное очень тонкое лапшевидное тесто для кёнефе. Тогда мы так и не смогли понять "шоэтатакоэ"?

21. Фото из серии - невероятна реальность. Я ем сладкое. А что поделать? Всемирное наследие. ЮНЕСКО...

Ну и напоследок пару бессвязных фото с улиц старого города Антакьи:

22. Остатки древней Антиохии под одной из центральных улиц Антакьи. Не то акведук, не то кусок какой-то стены. Похоже это все, что осталось от античной Антиохии.

23. Какие времена такие и граффити.

24.Чистая улочка с домами в османском стиле.

25. Но не все так цивильно - даже в многоэтажных домах старого города и в наши дни топят дровами.

26. Транспорту приходится соответствовать узким улочкам.

27.

28. Одна из улиц базара.

29. Некоторые подворотни выглядят совсем не цивильно.

30. 

На обратном пути к машинам заглянул в закусочную на улице Куртулуш в которой три года назад купил самый дешевый дёнер в своей жизни, тогда они стоили по полторы лиры или 70 центов. В этот раз дёнер обошелся 3,5 лиры (около 80-ти центов). Даже у нас давно нет таких цен.

31. По дороге к машинам на улице Куртулуш.

32. 

33. 

Если любопытно погулять по пещерам первых христиан и посмотреть на остатки укреплений средневековой Антиохии, то можно почитать как мы прошлись по Антакье в 2015 году.

Вот так чуть-чуть прогулявшись по Антакье мы двинулись в обратный путь в сторону Аданы, где вечером и заночевали. Но это уже другая история. Далі буде...

Все записи о поездке:
16. Монастырь святого Симеона
17. Прогулка по Антакье

Использованы фото Kate Pirozhkova

Январь 2017

2 комментария:

  1. Отличный рассказ!
    Точно, я помню этого пекаря с тонким тестом, тоже снимала его, но он тогда сказал, что это для десерта.
    Я в Антакье купили себе худи, бо дуже мерзла.

    А еще я подумала, что в твоих постах рассказов о религиозных деятелях, их житии и подвигах веры очень не мало

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кёнефе и есть десерт. Сложно из теста сыра и мёда сделать не десерт)))

      Много где религиозные сооружение это и все, что остается от старой архитектуры. А с ними уже связаны всякие жития и т.д. Какая-никакая, но история)

      Удалить