вторник, 13 марта 2018 г.

Вакыфлы - последнее армянское поселение Турции

Vakıflı, Hatay, Türkiye

В этот раз мы покатаемся у подножия легендарной горы Муса-даг и посетим бывшие армянские села, одно из которых и поныне живет своей прежней жизнью и является последним армянским поселением в Турции. Так же увидим полуторатысячелетнюю чинару.

Армянская церковь с трудновыговариваемым названием Сурп Асдвадзадзин в деревне Вакыфлы и поныне действует, что крайне не типично для Турции.




2. Село Хидирбей и подножие Муса-дага

3. А вот и главная достопримечательность Хидирбея - платан (он же чинара) праведника Мусы Ааджи.

4. Согласно легенде Муса поднимался на гору, впоследствии названную его именем, и по дороге воткнул в землю свой посох, а сам отошел напиться воды в ручье. Когда он вернулся то заметил, что посох прирос к земле и со временем превратился в это вот дерево.

5. Рядом с деревом есть родник. Может тот самый из легенды?

6. Речушка вытекающая из ручейка.

7. Площадь "помещения" образовавшегося внутри дерева почти шесть квадратных метров. В случае чего и поселится можно. Ученые предполагают, что дереву около 1500-1600 лет. 

8. Ручеек рядом оборудован под летнее кафе.

9. Капитель коринфского ордера вероятно принесена сюда из Силевкии Пиерии, которая расположена совсем рядом.

Сейчас Хидирбей - обычное турецкое село, но до лихолетья ХХ века это была армянская деревня. Мы же направимся в соседнее Вакыфлы - последнее армянское поселение Турции и по дороге - немного истории.

В Труции сохранилось немало армянских церквей в чем я лично мог убедится в свое время, когда регулярно бывал в Стамбуле. В том же районе Кадыкёй, что на азиатском берегу, их было несколько. Не знаю насколько они были действующими, но не разрушенные и не переделанные в мечети или музеи - это точно. Тем не менее после геноцида армян в Турции начала ХХ века эти церкви стали скорее исключением из правил или чем-то вроде декораций, все же большинство из них перестали существовать. Своей армянской церковью деревня Вакыфлы не уникальна, а уникальна она тем, что церковь эта вполне действующая и служит единственной оставшейся армянкой общине в стране.

10. Армянская церковь Сурп Асдвадзадзин в Вакыфлы.

Так же уникальность этого места заключается в том, что местные армяне - единственные в мире носители западноармянского наречия.


11. Церковь оказалась открыта.


Если вкратце, то во время Первой мировой, пришедшие ко власти в Османской Империи младотурки руководствуясь националистическими соображениями и военной необходимостью принялись зачищать отдельные регионы империи от неблагонадежных наций. Турки боялись ставить под ружье тех же греков, так как не были уверены в их лояльности империи. Военнообязанных греков сгоняли в трудовые лагеря, где они вынуждены были трудится вместо военной службы. Впрочем условия там были ужасными и многие из тих так и не вернулись домой. Но за греков было кому вступиться, что это впоследствии привело к очередной  греко-турецкой войне. С армянами же ситуация была сложнее. У них не было рядом своего независимого государства и турки считали их предателями так как многие армяне поддерживали Российскую империю в недавней войне против Османской. Вместо трудовых лагерей, как греков, армян ожидало принудительное отселение в отдаленные уголки империи, которое больше походило на истребление. Армянское население эшелонами выводили в пустынные регионы. Часто само выселение сопровождалось погромами, на колонны переселенцев часто нападали разбойники чему власти не очень препятствовали. Те кому удавалось добраться до пункта назначения попадали, по сути в концентрационные лагеря, откуда мало кто возвращался живым.

Тем не менее судьба переселяемых редко когда была известна тем кому только предстояло переселение. Потому особого сопротивление армяне не чинили. Единственным исключением и стали жители Вакыфлы и еще шести окрестных сел населенных армянами, расположенных у подножия горы Муса-даг. Когда поступил приказ в течении восьми дней быть готовыми к переселению армяне просто собрали провизию, скот и все имеющиеся в распоряжении оружие и поднялись на гору, где и заняли оборону. После нескольких неудачных штурмов, турки решили взять лагерь измором.

12. Обороняющиеся Мусадагцы


И это непременно бы удалось, если бы с моря не подошел французский броненосный крейсер "Гишен", которого привлекло полотно с красным крестом вывешенное мусадагцами на горе. На соседнем полотне была надпись "Христиане в беде - спасите". В итоге кораблями англо-французской эскадры в Порт-Саид было эвакуировано более четырех тысяч оборонявшихся на Муса-даге армян. Всего осада на горе продолжалась 53 дня.

13. Французский броненосный крейсер "Гишен"

В Порт-Саиде мусадагцы до конца войны пребывали в лагерях для беженцев и в 1918 году, когда Хатай вошел в состав Сирии  находился под французским протекторатом, они вернулись на родину. Правда не навсегда. В 1939-м году провинция вошла в состав Турции (об этом подробнее можно прочитать в этой записи) и армяне, не дожидаясь прихода турецкой администрации переселились в Ливан. Где большинство их потомков до сих пор проживают в городе Анджар. Не согласились отправляться в изгнание только некоторые семьи села Вакыфлы. Их потомки и сейчас проживают тут. Всего в Вакыфлы живет 130 армян, а так же одна турецкая и одна курдская семья.

14. Спасенный армяне на борту французского крейсера "Жанна д'Арк"

Героическая оборона армян описана в романе Франца Верфеля "Сорок дней Муса-дага".

15. Источник на территории церкви

16. Вид с церковного двора

17. Вид на Сурп Асдвадзадзин с улицы

18. Армянское кладбище. Фото кликабельно можно рассмотреть армянскую фамилию на надгробии

19. Пристройка похожая на дом для паломников возле церкви.

20. На заднем плане можно видеть магазинчик в котором продают местное домашнее вино по весьма демократичным, как для Турции, ценам.

21. Вин довольно много разных видов в основном фруктовые.

А дальше мы отправимся в сторону Антакьи и посетим монастырь святого Симеона. Оставайтесь на связи, далі буде...

Все записи о поездке:

Последнее фото by Kate Pirozhkova. Архивные фото из открытых источников интернета.

Январь 2017

8 комментариев:

  1. Отлично! Церковь я вот вспомнила сразу, а старый платан - нет. Еще пожалела, что не увидела его в прошлый раз, а уже потом и его вспомнила.

    История об армянах очень понравилась и ликбезом и хеппи эндом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Платан в соседнем селе, чуть дальше от цивилизации. Если вы на заброшенную армянскую церковь ездили должны были под ним проезжать.

      Хеппи енд такой себе. Из нескольких миллионов киликийский армян осталось одно небольшое село...

      Кстати книгу можешь почитать. Она затянутая, но интересная для тех кто в тех краях был!

      Удалить
    2. Вообще-то ты тогда с нами тоже был, вернее я с вами

      Удалить
    3. Неа, я в тот день по своей программе гулял. Мы по крепости Антиохии в тот день лазили и по тоннелям первых христиан...

      Удалить
  2. Да, именно так армяне в Ливане и завелись...
    Вот, кстати, про армянский интересно (это село там тоже упоминается_:
    https://www.youtube.com/watch?v=S8R76gTRM6A

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох етить-колотить как у них все непросто. Еще одно подтверждение того, что чем древнее язык тем все сложнее даже с банальным правописанием...

      Удалить