понедельник, 29 января 2018 г.

Хатай. Храм святого Петра

Antakya, Hatay, Türkiye

В этой записи речь пойдет о провинции Хатай аннексированной в свое время у Сирии. Без экскурса в историю и аналогий с происходящим сейчас не обойдется. Еще покажу один из самых древних христианских храмов в котором впервые прозвучало слово "христиане".

Фасад прикрывающий пещеру в которой был самый древний христианский храм. Фасад был сооружен крестоносцами в XI веке, и восстановлен капуцинами в XIX.

Вечером в отеле нас ждал нелегкий выбор, что же делать дальше? Саму Адану и ее окрестности было решено посмотреть на обратном пути. Осталось решить куда ехать? Изначально в планах у нас было много всего разного и Урфа и Немрут и Каппадокия, но то, что эти планы придется менять стало очевидно еще во время перелета, когда под нами все анатолийское плато завалило снегом да так крепко, что стали закрывать аэропорты. Так и в Анталье, давая в прокат машины на летней резине, нас спрашивали куда мы на них планируем ехать? Рассказывать им про Газиантеп, Немрут и Каппадокию было как-то странно, могли машины и не дать... Нас просветили, что все, кроме узкой полоски побережья, завалено снегом. Судя по сводкам погоды, что попадались нам на глаза когда мы включали телевизоры в отелях, как-то так оно и было: там в снежных заторах стояла трасса, там из-за снега прямо на верующих обрушилась крыша мечети.

И вот мы сидим в отеле Аданы и решаем как быть дальше. По дороге на Газиантеп наверняка снег. Он, кроме дискомфорта в вождении, еще отнимает у нас опцию ночевки в палатках. Что, как показали дальнейшие события, очень даже существенно. И самое интересное, что нам завтра же вечером нужно снова быть в Адане, так как у Ани самолет. Соответственно далеко не заедешь. Из всех этих факторов складывался единственный оптимальный вариант - ехать в Хатай, хоть там уже и были раньше трое из нашей компании и я в том числе.

2. Индустрия Искандеруна.

От Аданы до Искандеруна шел приличный автобан, впрочем пролететь по нему с ветерком не очень то и получилось, так как его ремонтировали.

3. Сфотографировать Искандерун с обочины не получилось так как мы были на автобане где останавливаться запрещено.

В сам Искандерун не заезжали, времени не было, да и смотреть там особо нечего. Просто портовый и промышленный город который может быть знаком под своим старым названием Александретта. Так ее называл Индиана Джонс в фильме про последний крестовый поход. Отсюда он отправлялся на поиска Грааля. Хотя снимали все это действо на самом деле в Испании.

4. Вид с заправки на перевале.

Чем примечательна провинция Хатай. Хотя бы тем, что это самый арабский регион Турции. В трех из двенадцати округов арабское население составляет большинство. И это только граждане Турции, не считая проживающий в лагерях беженцев из Сирии. Так же тут находится единственная армянская деревня в Турции.

5. Этот перевал между Искандеруном и Антакьей в античные времена назывался Ворота в Сирию. Все что за ним относилось к Сирии или Леванту, позади же оставалась Киликийская равнина.

Исторически Александреттсий санжак (как назывался тогда Хатай) принадлежала Сирии. После Первой мировой входил в состав Французской Сирии. Тем не менее Турция, под предлогом защиты туркоязычного населения, попросила включить провинцию в состав Турции. По мнению официальной Анкары турки были большинством населения Александреттского санжака, тогда как перепись показала, что арабов в провинции все же больше. В 1937 году санжаку была предоставлена автономия, что привело к образованию независимого государства Хатай.  Название предложил лично Мустафа Кемаль Ататюрк опираясь на псевдонаучную теорию, он связывал турок с хеттами. Почти сразу Турция передала этому государству округ Дёртъёол, населенный преимущественно турками, после чего был проведен референдум о присоединении независимого государства к Турции. Из-за махинаций с присоединением турецких областей и типичные, для недавней истории Украины,  карусели с завозом десятков тысяч турок для голосования, референдум считался не очень достоверным. В те времена говорили, что французы просто сдали Хатай Турции в надежде, что та вступит в войну против Германии на их стороне. Чего Турция не сделала. Сирия референдум, естественно, не признала, а остальному миру было как-то не до того. На дворе стоял 1939-й год и чуть больше чем через месяц в Европе началась Вторая мировая война.

6. А это мы уже на окраине Антакьи. Скала в которой и прятался пещерных храм святого Петра.

Ничего не напоминает? Прям как с Крымом получилось, только есть несколько существенных отличий. Во-первых, Турция пошла на аннексию заручившись поддержкой той части цивилизованного мира которая вскоре стала победителем Второй мировой. Во-вторых, это было сделано до  той самой Второй мировой, после которой страны пришли к выводу, что главным условием международной безопасности служит незыблемость государственных границ. Ну и, опять же, грандиозной войны, которая спишет все, сейчас вроде не намечается. Так, что финал в этих двух историях может быть разным.

7. Тучи спускаются с горы Сальпиус на Антакью.

Сирия же признала Хатай турецким в 2005-м году, так как Асад надеялся на поддержку Анкары в грядущих проблемах и неурядицах. На деле же все пошло совсем не так и буквально на днях Турция ввела в Сирию войска для того, чтобы обезопасить именно Хатай от возможных обстрелов со стороны сирийских курдов. Ну и немного под предлогом защиты туркоманов - народности которую Турция считает родственной. Так, что история ходит по кругу...

8. Внутри двора храма. Дальше той калитки три года назад нас не пустили потому, что храм был на реконструкции. было очень обидно потому, что тогда никто и представить не мог, что нас еще раз занесет в эти края.

9. На месте храмового двора, там где сейчас все заложено плиткой, когда-то был некрополь.

10. Пройдемте же внутрь. Сейчас пещера представляет собой грот глубиной 13 метров 7 метров в высоту и  9,5 в ширину

11. Церковь святого Петра считается самым древним христианским храмом.

12. По преданиям тут проповедовал  сам апостол Петр.

13. Так же этот храм посещали апостолы Варнава и Павел (наверняка с Феклой). Могилу апостола Варнавы я посещал на Кипре. А дом апостола Павла мы увидим через несколько дней в Тарсусе.

14. Считается, что именно в этом храме последователей новой религии впервые назвали "христианами".

14. В XI веке после первого крестового похода крестоносцы несколько расширили пещеру и соединили ее с арками на фасаде.

15. Этот фасад был восстановлен капуцинами в 1863 году.

16. То что мы видим в храме сейчас датируется не ранее чем IV-V веком нашей эры. Эти мозаики в частности.

17. Статуя святого Петра над алтарем была установлена в 1932 году

18. Во времена ранних христиан пещера была углублена и надежнее скрыта в скале. За алтарем сохранились ходы, которые когда-то вели в галереи выходящие наружу в нескольких сотнях метров от храма. Один из этих ходов.

19. Скорее всего они предназначались для эвакуации в случае нападения на прихожан. В те времена христиан не сильно жаловали.

20. Ходов вокруг храма много и, если подозрение, что большинство из них были соединены. Над фасадом можно видеть окна - за ними длинные продольные галереи.

21. Чуть в стороне от храма можно видеть такие отверстия в скале.

22. Скорее-всего это и есть продолжение эвакуационных ходов. Так они выглядят чуть ближе.

23. А вот так они выглядят если в них заглянуть.

24. Некоторые уже слегка замыты грунтом. О том как мы три года назад погуляли по ним и окрестностям можно почитать тут.

25. Недалеко от этих ходов есть статуя вырубленная в скале. Высота ее примерно 4 метра. Есть две версии относительно того кому она посвящена. Согласно первой, так увековечили одного из правителей Антиохии из династии Селевкидов.

26. Вторая убеждает, что это статуя Хорону которую поставили тут после какого-то катаклизма, эпидемии или землетрясения, унесшего много жизней. В благодарность за тяжкие труды по переправке бывших сограждан через Стикс в царство мертвых. Как бы там ни было, статуе больше двух тысяч лет.

27. И о погоде: сезон дождей продолжается. На этом фото должна была быть гора Сальпиус, на которой расположена цитадель античной Антиохии.

28. А через пару минут - оп, и солнце. Но потом, естественно, опять дождь.

29. И вид на Антакью с парковки храма святого Петра вам напоследок.

А дальше мы поехали в Самандаг осмотреть очередную Силевкию. Там внезапно закончился сезон дождей и мы заночевали прямо в ресторане с видом на море. Но об этом уже потом. Не переключайтесь - далі буде...

Все записи о поездке:

Использованы фото Kate Pirozhkova

Январь 2017

1. Отличный, отличнейший пост. Ну может мои восторги предвзяты, потому что мне самой интересно, как там все отреставрировали. И да - заезжая в такие перди никогда не подумаешь, что побываешь еще раз. Но у тебя таких дублей сплошь и рядом.

Гала на этот НГ поехала с подругой в Каппадокию, но общественным транспортом. Тоже в ЖЖ не пишет, я читала отчет на форуме Винского и облизывалась. В общем прихожу к выводу, что ездить нужно по два раза, а то и по три.

1. Спасибо. Даже планируя эту поездку у нас Хатай не рассматривался. А у меня повторы часты потому, что люблю в Турцию понаезжать и на Северный Кипр)))

Всегда, пожалуй Хатая это в меньшей мере касается, по второму разу получается намного интереснее, потому, что уже отлично знаешь, что еще можно успеть? По-третьему, наверное, уже скучно может стать)

PS: вход стоил по 15 лир. Просто оставлю эту инфу здесь, чтоб самому не забыть) Стоит оно своих денег или нет, думаю, на прямую зависит веришь ли ты, что это действительно тот самый древних храм или нет.